Вспомним историю:
Конец XIX и начало XX веков - первые самодвижущиеся экипажи с паровыми
двигателями внутреннего сгорания и
(ну, ну же) электрическими! Кстати, первыми рубеж скорости в 100км/ч преодолел
именно электромобиль. Однако, тогда автомоили развивались быстрее и к началу
30-х годов электромобили были забыты.
Посмотрим в день сегодняшний. С 1988 года фирма Тойота выпускает
авто-электромобиль (модель Приус). Суть такова: Вы садитесь машину,
поворачиваете ключ, переводите рычаг управления в положение "Drive" и сразу (!)
начинаете движение. На чем вы едете - вы не знаете. Обычно небольшие поездки
происходят на электротяге. Когда машина "понимает", что аккумуляторы сели, она
сама заводит бензиновый двигатель и заряжает АКБ. Предусмотрен и аварийный
случай - если аккумуляторы сели, бензина нет - вы дергаете красную ручку в
багажнике и (о, чудо!) аккумуляторы заряжены, можно ехать.
Подобную ситуацию мне описали в НАМИ, где уже 4 года такой гибридный мобиль
изучают.
Попадалась данная модель и на вторичном рынке авто (ориентировочно 8,5 тыс $ за
98 ? 99г.в.).
Подобные разработки есть у GM , да и Европа имеет массу мелких (1-2-х местных)
электро- гибридо- мобилей, используемых в зеленых зонах или, просто, на полях
для гольфа.
Вернемся все же к доминирующей черте личности автора сайта - желание съэкономить.
Платить 8,5 тыс $за праворукое японское чудо - рука не поднимается, да и кошелек не позволяет, а сколько времени, сил и денег обойдется собрать самостоятельно ТС на электротяге в самом простом варианте:
Смета:
1.Кузов (на мостах, пластиковый, самодельный, с документами) - 1000 $.
- обратите внимание на вес конструкции. Моя без двигателя и АКБ весит 350кг. Это
важно.
- Самодельный пластиковый автомобиль не такая большая редкость, как может
показаться в начале. Совсем недавно - в начале августа в газете "Из рук в руки"
в разделе "другие", продавался. Кто ищет, тот всегда найдет! (В конце концов -
склеит).
2.Салон. Два передних сидения от автомобиля Порше-924, подушка заднего сидения
от Тойоты Супра, 4м2 ковролина из магазина и все это пропущено через мастерскую
по пошиву чехлов (все сидения б.у.) - 400 $.
- Ваша фантазия может быть безгранична: в стране масса ценных пород дерева,
прекрасных кож и очень дорогих акустических тканей.
3.Силовой агрегат (б.у.). Двигатель от списанного и почти полностью разоренного
болгарского погрузчика (3,6 кВт, 84 В, 1400 об/мин, 24 Н·м) - 200 $.
- Предпочел бы использовать двигатель 10 кВт, 120 В - 650 $ - новый, на
гарантии. (любая контора, поставляющая запчасти для погрузчиков).
4.АКБ. Семь штук (12 В ? 200 Ач), стартерные, итальянские. В оптовой фирме -
2600 руб/шт, в магазине - 4000 руб/шт.
- Не пытайтесь использовать отечественные АКБ - номинальную емкость вы получите
только несколько первых раз ( свинец для АКБ должен быть из свежей руды, а не иэ
переплавленных старых АКБ, а в нашей стране свинцовых руд нет, во всяком случае
для производителей АКБ).
- В идеале нужно использовать тяговые АКБ для погрузчиков, но цена выше в 3
раза! Почему для автомобиля АКБ стоит 80 $, а для погрузчика (равной емкости) -
250$, догадайтесь сами (не сложно).
5.Разное. Колеса шириной поменьше (трение качения надо сводить к min) впрочем,
на колесе указана его стандартная нагрузочная спосбность, посчитайте, выберете с
небольшим запасом.
Блок управления двигателем. Варианты:
1)От погрузчика новый, релейный, на 6 скоростей - 400$.
2)Тиристорный с плавным регулированием - 1100$.
3)Огромный реостат - у дедушек на Митинском радиорнке (вы будете единственный,
кому он понадобится) - несколько бутылок универсальной валюты.
4)В конце концов:
ЧЕРТЕЖ
(только не забывайте о бросках токов в момент включения, стройте переключатель с
большим запасом и ограничителем тока).
5)Лично я, при 110% содействии друзей электронщиков, пытаюсь построить
электронный блок управления. Получится - расскажу.
Фланец, соедняющий двигатель и трансмиссию (в моем случае - КПП
ВАЗ 2101). Изготовил в правильном месте - фирма "Кардан-Баланс" - 70$.
- Эту штуку лучше делать у профессионалов, знающих автомобильную специфику -
подскажут, можно ли обойтись резиновой муфтой или вставить крестовину или еще
как…
План-шайба - соединение двигателя и КПП. Мне удалось изготовить
ее самостоятельно, но соостность должна быть не хуже 0,2 мм, или устанете менять
подшипник первичного вала КПП и подшипники двигателя.
Итого: Приблизительно потрачено 3000$.
300 часов рабочего времени одного средней квалификации инженера. Он же сварщик,
он же слесарь, он же электрик.
За эти деньги и время я имею: Машина 850 кг весом (4х местная),
АКБ 84 В x 200 А·ч,
Пробег 200 км.
Скорость: 60 - 75 км/ч по прямой, до 90 км/ч кратковременно (для обгона) или под
горку.
35 км/ч трогается и разгоняется до этой скорости в гору 12%.
|
Количество циклов перезаряда до полной емкости при правильном
использовании - 800 раз (у передовых итальянских, за разумные деньги).
800 раз x 200 км = 160 000 км.
Стоимость одной зарядки, приведенная к 1 км пути.
(200 А x 84 В)/(1000 n ) x С = 25 рублей
n - КПД заряда = 60% (0,6)
С - стоимость 1 кВт · ч (90 коп)
Итак: 12,5 коп/км.
Стоимость АКБ, приведенная к 1 км пути.
(2600 руб · 7 шт)/ 160 000 км = 11,4 коп/км.
Всего 24 коп/км.
Прообраз ВАЗ 2101 с расходом 8 л/ 100 км, АИ 92 (10 руб/л)
80 руб/100 км = 80 коп/км.
Добавьте сюда регулярную замену масла, фильтров, регулировку
карбюратора, зажигания клапанов, кап. ремонт двигателя, наконец … Сколько
получилось?
1,2 руб/км и 24 коп/км.
Вопросы есть?
Один вопрос предвижу: "Куда девать съэкономленные деньги?"
Как и в каждой приличной дипломной работе положено сказать два
слова об экологии (списанных из предыдущей дипломной работы) попробуем оценить
достоинства и недостатки:
+ |
- |
Выхлопа нет CO, CH, CO2, SO2, HSO3 и т.д. отсутствуют. Кстати, мы не выжигаем из атмосферы О2, который превращается в Н2О при горении углеводородов. 2Н6С14 + 31О2 = 6Н2Оv + 28СО2 Углекислый газ растения и водоросли, конечно, переработают в уголь /древесину/ и кислород, а вот вода так и останется водой и кослорода в атмосфере планеты становится все меньше и меньше! Таким образом, одна молекула бензина изымает из круговорота газов в природе ТРИ атома кислорода. Назад их вернуть можно только электролизом. В природе этого не происходит. Подумайте об этом. |
Сто кг серной кислоты с собой в машине (в АКБ).
|
Еще один прогмотический вопрос: что скажет ГАИ?
Ответ: Пока не знаю. Но в НАМИ электромобили есть, они ездили по дорогам. На АЗЛК электромобили также имеются (2 модели). ВАЗы как-то, лет 20 назад, катались по Москве аккумуляторные. УАЗы для военных госпиталей существовали с электромоторами. И даже был авто- (pardon) электропробег. Сейчас есть грузовик ЗИЛ электрический с очень неплохими параметрами. Были они, есть, ездят … Чем, собственно говоря, моя машина хуже?
Вспомним историю:
Побродив не мало по Инету, можно найти некоторое количество историй о "вечных"
двигателях, разного рода генераторах (униполярной Фарадея, например),
трансформаторе Тесла, электромобиле Тесла, у которого не было АКБ, и все-таки он
ездил. Очень похоже, что энергии вокруг нас порядочно, надо только научиться
брать ее.
Эйнштейновские байки о кривом пространстве (относительно чего, интересно),
физическом вакууме (в котором ничего нет, но электромагнитные колебания этот
самый ничего как-то передает, интересно как), о предельности скорости света (как
будто академик Козарев не регистрировал истинное (сейчас) положение звезды на
небосводе, правда это уже 70-е годы ХХ века), конечно здесь не помошники. Однако
есть идеи о мироустройстве и пологичней, без домыслов, аксиом, постулатов,
позволяющие поискать энергию вокруг нас. Какие, спросите - отвечу: эфиродинамика.
Отправляю вас к книгам В. А. Ацюковского.
Найдете ошибки в его рассуждениях и расчетах обязательно сообщите.
Надеюсь на конструктивный диалог.
Спасибо.
|
|